Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Вологодской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Знаете ли Вы БК?

Знаете ли Вы Бюджетный кодекс?

Что такое бюджет и бюджетный процесс? В чем состоят бюджетные полномочия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и чем отличается бюджет субъекта Российской Федерации от бюджета территориального государственного внебюджетного фонда?

Наверняка, не каждый гражданин России сможет ответить на эти и другие вопросы, касающиеся бюджетной сферы деятельности. Вместе с тем, бюджетная сфера деятельности государства все чаще и чаще затрагивает права и интересы граждан Российской Федерации. Возможно, кто-то из них и захочет узнать ответы на эти вопросы. Для этого нужно взять и открыть Бюджетный кодекс Российской Федерации, который является основополагающим законодательным актом, регулирующим бюджетные правоотношения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации - это своего рода Конституция, действующая в бюджетной сфере. Первая редакция Кодекса была принята десять лет назад - в 1998 году и вступила в силу 01 января 2000 года. Основной причиной принятия Бюджетного кодекса явилась необходимость создания единого кодифицированного нормативного правового акта в области бюджетного законодательства. Какие же условия способствовали принятию такого акта? На тот момент в России действовало огромное количество нормативных правовых актов разного уровня, зачастую противоречащих друг другу, что, несомненно, вызывало противоречия в ходе их применения. Более того, нормы, касающиеся процесса исполнения федерального бюджета, контроля за его исполнением, казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вообще в законодательстве того времени отсутствовали.

Все эти условия явились предпосылками разработки и принятия единого систематизированного законодательного акта - Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Его принятие является исключительно важным событием в экономической и правовой жизни нашей страны. Кодекс включил в себя нормы многих базовых актов российского бюджетного законодательства, а правовое регулирование бюджетных отношений в Российской Федерации стало четким, подробным и систематизированным. Кодекс отражает общие принципы построения российского бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы организации и функционирования бюджетной системы страны.

Проводимая в стране бюджетная реформа, развитие бюджетного законодательства, с учетом этого практическое применение положений Кодекса вызывали необходимость его постоянной корректировки. Поэтому работа над совершенствованием норм Кодекса практически не прекращалась.

За весь период действия Бюджетного кодекса, изменения и дополнения вносились неоднократно.

Можно отметить наиболее существенные изменения: - 2000 год – Федеральный закон № 116-ФЗ вносит изменения и дополнения, совершенствующие финансовое регулирование и правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации; - 2002 – 2003 годы - внесены изменения в части регулирующих доходов бюджетов; - 2003 год - Федеральный закон № 184-ФЗ дополнил Кодекс положениями, определяющими механизм формирования и использования средств Стабилизационного фонда; - 2004 год - Федеральный закон № 182-ФЗ откорректировал положения Кодекса в связи с преобразованием Федерального казначейства, выделением его в самостоятельную структуру; - 2005 год - Федеральный закон № 197-ФЗ ввел в Бюджетный кодекс новую главу 24.1, которая законодательно закрепила механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - 2006 год - Федеральный закон № 19-ФЗ внес изменения, связанные с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Последние изменения, принятые в 2007 году Федеральным законом № 63-ФЗ, коснулись бюджетного процесса – осуществлен переход на среднесрочное (на трехлетний период) бюджетное планирование. Как было замечено в публикациях,* это обеспечит преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики государства, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать среднесрочные государственные контракты, что даст возможность экономно и эффективно использовать бюджетные средства. Кроме этого такой подход обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их корректирования в связи с меняющейся ситуацией, реструктуризацией обязательств, реализацией новых приоритетов бюджетной политики. (*Красноперова О.А.Новые правила бюджетного учета/ГроссМедиа 2007).

Основные изменения в Бюджетный кодекс сводятся к переходу к бюджетированию, ориентированному на результат, что по сути, как отметил Степашин С.В.*, означает огромный кредит доверия органам исполнительной власти со стороны государства и общества. Фактически прекращается мелочная опека за распорядителями бюджетных средств, это дает надежду на рациональное использование средств и достижение в итоге конкретных, социально значимых результатов.

(*Степашин С.В. Новая редакция Бюджетного кодекса: достоинства и недостатки /Ж. «Российское право» 2007 № 3).

Федеральный закон № 63-ФЗ определяет состав и полномочия участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета.

Кроме этого, Законом предлагается целый ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса.

Кодекс состоит из 307 статей, 28 глав и 9 разделов. Разделы и главы систематизированы в пять частей:- общие положения (часть 1); - бюджетная система Российской Федерации (часть 2); - бюджетный процесс в Российской Федерации (часть 3); - ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации (часть 4) - заключительные положения (часть 5).

Кодексом подробно регламентированы структура бюджетного законодательства; бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления; состав и принципы бюджетной системы; состав и характеристики показателей бюджетной классификации; общие положения о доходах и расходах бюджетов; состав и полномочия участников бюджетного процесса; порядок составления проектов бюджетов, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов; основы государственного и муниципального финансового контроля; порядок подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета; меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, основания применения мер принуждения и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

На сегодняшний день Бюджетный кодекс Российской Федерации - единый кодифицированный нормативный правовой акт, который, как сказал Артюхин Р.Е, руководитель Федерального казначейства, в своем Интернет-интервью 03 июня 2008 года, «регулирует все сферы бюджетных правоотношений, четко разграничивает федеральные и региональные полномочия, касающиеся вопросов доходов и расходов, ясно описывает все стадии бюджетного процесса и практически не имеет пробелов, за исключением последней главы, посвященной вопросам государственного финансового контроля. Над приведением ее в соответствии с последними требованиями по поручению Правительства РФ работает Министерство финансов РФ».

Начальник юридического отдела В.М.Марова